Управление персоналом

Кодекс корпоративной этики: каждой компании - свой кодекс

В последние годы во многих крупных российских компаниях появились кодексы корпоративной этики. Что это - мода, реверанс в сторону западных инвесторов или с помощью кодекса собственник действительно стремится повысить эффективность управления компанией? Как показывает практика, этические кодексы действительно содержат ресурсы для решения достаточно широкого спектра задач. В то же время единый методологический подход к созданию этических кодексов на сегодняшний день отсутствует. Первым шагом в построении такой методологической базы может явиться проведенная в статье классификация существующих кодексов корпоративной этики.

Стернин Илья, Панферова Наталья
E-xecutive

В последние годы во многих крупных российских компаниях появились кодексы корпоративной этики. Что это - мода, реверанс в сторону западных инвесторов или с помощью кодекса собственник действительно стремится повысить эффективность управления компанией? Как показывает практика, этические кодексы действительно содержат ресурсы для решения достаточно широкого спектра задач. В то же время единый методологический подход к созданию этических кодексов на сегодняшний день отсутствует. Первым шагом в построении такой методологической базы может явиться проведенная в статье классификация существующих кодексов корпоративной этики.

Изучение этических кодексов ведущих зарубежных и отечественных компаний показало, что зачастую они очень не похожи друг на друга. Рассмотренные кодексы имеют разный формат, разный стиль и, более того, выполняют разные задачи. Именно от поставленных задач зависит, каким будет этот документ, и как он будет работать в конкретной организации.

К истории вопроса

Этический кодекс, по сути, является сводом правил и норм поведения, которые разделяют участники группы. С помощью кодекса задаются определенные модели поведения и единые стандарты отношений и совместной деятельности.

Первыми универсальными кодексами, представляющими собой набор общечеловеческих ценностей, были своды религиозных правил (например, Десять заповедей Ветхого завета). Чуть позже стали возникать частные кодексы, определяющие поведение отдельных социальных групп общества (например, Кодекс самурая "Бусидо").

Потребность в частных кодексах (например, кодексы объединений, профессий) возникла в связи с тем, что универсальных норм было недостаточно для регулирования человеческого поведения в специфических ситуациях. Частная этика конкретизировала общие нравственные принципы применительно к особенностям той или иной деятельности.

В настоящее время наиболее распространены два вида этических кодексов - профессиональные и корпоративные, которые регулируют отношения людей внутри данных групп.

В зависимости от идентичности специалиста (с организацией или с профессиональным сообществом) более значимым для него будет кодекс профессиональной или корпоративной этики.

Профессиональные кодексы регулируют отношения внутри профессионального сообщества и эффективны для "свободных профессий", где наиболее выражены профессиональные этические дилеммы. Одним из первых профессиональных этических кодексов стала клятва Гиппократа - кодекс врачей. Наиболее известны этические кодексы тех профессий, где значимые этические дилеммы задаются содержанием деятельности (адвокаты, психотерапевты, журналисты, риэлторы и т.д.).

Кодексы регламентируют поведение специалиста в сложных этических ситуациях, характерных для данной профессии, повышают статус профессионального сообщества в социуме, формируют доверие к представителям данной профессии. Также кодекс усиливает значимость принадлежности к профессии, его принятие косвенно может являться обрядом инициации, актом "обращения в профессию" (например, принятие клятвы Гиппократа и допуск к лечебной работе у врачей).

Когда наиболее значимые этические дилеммы задаются организацией, деятельность сотрудников регламентируется корпоративным кодексом.

Подробнее о кодексе корпоративной этики

Первопричина этических проблем в бизнесе - противоречия в интересах заинтересованных групп. Бизнес включает в себя экономические отношения между многими группами людей: клиентами, наемными работниками, акционерами, поставщиками, конкурентами, правительствами и сообществами - заинтересованными сторонами. Для наиболее эффективного управления современный менеджер должен учитывать всю совокупность интересов, а не только интересы акционеров.

Часто заинтересованные группы выдвигают противоречивые требования.

Например, противоречие интересов компании и потребителя: возможна ли продажа товара, не соответствующего по качеству декларируемому (недобросовестная реклама)?

Компания стремится к максимально выгодному освещению своего товара и привлечению клиентов, интерес - процветание фирмы. Потребитель заинтересован в максимально объективном сообщении о потребительских качествах товара, интерес - полная информированность.

Следует отметить, что не все проблемы имеют моральный аспект. Например, вопрос, стоит ли внедрять некий новый продукт в Европе прежде, чем в США, не имеет нравственной составляющей. А вопрос о разных критериях качества (или разных нормах информационной открытости о качестве товара) для продукции одной фирмы, экспортируемой в США и страны третьего мира, уже затрагивает нравственные нормы.

Поэтому важнейшие задачи кодекса корпоративной этики - установить приоритеты в отношении целевых групп и пути согласования их интересов.

Кодекс корпоративной этики может выполнять три основные функции:

  • репутационную;
  • управленческую;
  • развития корпоративной культуры.

Репутационная функция кодекса заключается в формировании доверия к компании со стороны референтных внешних групп (описание политик, традиционно закрепляемых в международной практике по отношению к клиентам, поставщикам, подрядчикам и т.д.). Таким образом, кодекс, являясь инструментом корпоративного PR, повышает инвестиционную привлекательность компании. Наличие у компании кодекса корпоративной этики становится общемировым стандартом ведения бизнеса.

Управленческая функция кодекса состоит в регламентации поведения в сложных этических ситуациях. Повышение эффективности деятельности сотрудников осуществляется путем:

  • регламентации приоритетов во взаимодействии со значимыми внешними группами,
  • определения порядка принятия решений в сложных этических ситуациях,
  • указания на неприемлемые формы поведения.

Корпоративная этика, кроме того, является составной частью корпоративной культуры. Кодекс корпоративной этики - значимый фактор развития корпоративной культуры. Кодекс может транслировать ценности компании всем сотрудникам, ориентировать сотрудников на единые корпоративные цели и тем самым повышать корпоративную идентичность.

Подходы к созданию этических корпоративных кодексов

Содержание кодекса компании определяется, прежде всего, ее особенностями, структурой, задачами развития, установками ее руководителей.

Как правило, кодексы содержат две части:

  • идеологическую (миссия, цели, ценности);
  • нормативную (стандарты рабочего поведения).

При этом идеологическая часть может не включаться в содержание кодекса.

В профессионально однородных организациях (банки, консалтинговые компании) часто используются кодексы, описывающие в первую очередь профессиональные дилеммы. Эти кодексы "вышли" из описанных ранее кодексов профессиональных сообществ. Соответственно, содержание таких кодексов в первую очередь регламентирует поведение сотрудников в сложных профессиональных этических ситуациях. В банковской деятельности, например, это доступ к конфиденциальной информации о клиенте и сведениям об устойчивости своего банка. Кодекс описывает правила обращения с такой информацией, запрещает использовать сведения в целях личного обогащения.

В первую очередь здесь решаются управленческие задачи. Дополнение такого кодекса главами о миссии и ценностях компании способствует развитию корпоративной культуры. При этом кодекс может иметь значительный объем и сложное специфическое содержание и адресоваться всем сотрудникам компании.

В больших неоднородных корпорациях сочетание всех трех функций становится сложным. С одной стороны, существует ряд политик и ситуаций, традиционно закрепляемых этическими кодексами в международной практике. Это политики по отношению к клиентам, поставщикам, подрядчикам; описание ситуаций, связанных с возможными злоупотреблениями: взятки, подкуп, хищения, обман, дискриминация. Исходя из управленческой функции, кодекс описывает стандарты образцового поведения в таких ситуациях. Такой кодекс имеет значительный объем и достаточно сложное содержание. Адресация его всем группам сотрудников в условиях значительной разницы в образовательном уровне и социальном статусе сотрудников затруднена. В то же время развитие корпоративной культуры компании требует единого кодекса для всех сотрудников - он должен задавать единое понимание миссии и ценностей компании для каждого сотрудника.

В такой ситуации используются 2 варианта кодекса - декларативный и развернутый.

"Кредо", или декларативный вариант этического кодекса используется для предъявления этических принципов с начала XX века. К таким кодексам относятся Кредо (декларация ценностей) "Джонсон и Джонсон" (1944 г.), Кодекс "Семь духов (принципов)" поведения сотрудников "Мацусита электрик" (1933 г.). Они описывают общие принципы поведения сотрудников на уровне деклараций.

По сути, декларативный вариант - это только идеологическая часть кодекса без регламентации поведения сотрудников. Например "Кредо" включает 4 развернутых ценности, "Семь духов" - семь основных принципов. При этом в конкретных ситуациях сотрудники сами должны ориентироваться, как им себя вести, исходя из базовых этических норм.

Подобные кодексы действуют и по сей день. Однако в ряде случаев сотрудникам трудно оценить этическую правомерность конкретного поступка исходя из общих принципов. Следовательно, для того, чтобы кодекс действительно работал, компании прибегают к постоянной трансляции этих принципов через пение гимна, регулярное обсуждение и другие корпоративные ритуалы. Например, начиная с 70-х годов, компания "Джонсон и Джонсон" установила практику постоянного обсуждения и критического обзора "Кредо". Во время кризиса, вызванного отравлением тайленола(1), Ларри Фостер, вице-президент компании по связям с общественностью, сказал, что у компании не было иного варианта поведения, кроме удаления тайленола с рынка. Отказаться сделать это значило нарушить "Кредо".

Итак, декларативный вариант кодекса решает в первую очередь задачи развития корпоративной культуры. При этом для предоставления кодекса международному сообществу и решения конкретных управленческих задач необходима разработка дополнительных документов.

С 80-х годов XX века распространение получил также развернутый вариант кодекса с подробной регламентацией этики поведения сотрудников (P&G, ВР). В них была зафиксирована конкретная регламентация поведения сотрудников в отдельных областях, где риск нарушений был высок или возникали сложные этические ситуации. Эти регламенты описывались в виде политик в отношении заказчиков, потребителей, государства, политической деятельности, конфликта интересов, безопасности труда.

При этом большой объем и сложность содержания таких кодексов определяют их выборочную адресацию. В большинстве компаний такие кодексы разрабатываются для высшего и среднего менеджмента и не являются всеобщим документом, объединяющим всех сотрудников.

Подходы к созданию этических кодексов
ПрофессиональныйДекларативныйРазвернутый
ПримерАльфа-банк, Северная торгово-промышленная палатаJohnson & Johnson, PanasonicBP Amoco, P&G.
Характеристики организацииПрофессионально однородные организацииКрупные, профессионально неоднородные организации
Содержание· Описывает профессиональные этические дилеммы, нормы и стандарты поведения · Может содержать идеологическую частьОписывает идеологию и общие правила поведения · Описывает политики в отношении ключевых групп · Регламентирует поведение сотрудников · Может содержать идеологическую часть
Основные функцииМожет реализовывать все три функции: репутационную, управленческую и функцию развития корпоративной культурыРеализует в основном функцию развития корпоративной культуры, частично - управленческуюРеализует репутационную и управленческую функции
Кому адресованВсем сотрудникамВсем сотрудникамПреимущественно менеджменту
ФорматПрофессиональный язык, большой объемПонятный текст, небольшой объемСпециальная терминология, большой объем

Итак, каждая компания определяет собственные задачи, для решения которых она намерена использовать такой инструмент, как кодекс корпоративной этики. Но создание кодекса, естественно, не ограничивается только написанием текста документа. Существует специфика исполнения подобных документов: заставить исполнять этический кодекс нельзя. Поэтому для того, чтобы он действительно работал, еще на этапе его создания необходимо предусмотреть процедуры, включающие в процесс разработки документа по возможности всех сотрудников компании. Только при условии принятия каждым сотрудником кодекса корпоративной этики он будет реально исполняться.

Но как выполнить такую задачу в крупной корпорации? Как быть, если крупной компании нужен кодекс, выполняющий одновременно все функции: развивающий корпоративную культуру, повышающий эффективность управления, положительно влияющий на репутацию?

Начать дискуссию

Все изменения в бухотчетности в 2025 году уже в новом курсе «Клерка»

В 2025 году в силу вступить новый ФСБУ 4/2023 «Бухгалтерская (финансовая) отчетность», который сильно изменит правила работы с отчетностью. Подробно основные положения и нововведения разбираем на курсе вместе с нашими экспертами.

Курсы повышения
квалификации

19
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

💥Обзор новостей: мошенники под видом сотрудников ФССП, инвалидов могут освободить от НДФЛ, соотечественников уточнят

Рассказываем о самых главных событиях, о которых писали и которые обсуждали в мире.

Иностранный бизнес охотно платит за выход из России

Федеральный бюджет в первом полугодии получил от зарубежных компаний в 40 раз больше, чем планировалось.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Узнайте, как минимизировать риски по работе с самозанятыми уже сегодня!

Проверьте свои показатели работы с самозанятыми и подготовьтесь к мониторингу Минтруда.

Инвестиции

18,1% на лизинге. Свежие облигации: Европлан на размещении

В июле пока что наблюдается снижение активности на долговом рынке, но есть компании, которые готовы обратиться к инвесторам и попросить денег. Флоатеры сейчас особенно интересны, ведь с потенциальным повышением ключевой ставки до 18,1% купон повысится до 20,1%. Фантастика! Посмотрим, что внутри.

18,1% на лизинге. Свежие облигации: Европлан на размещении

Дима, забудь про корзину! У тебя вызов в налоговую

Пока директор Дима решал, оплатить ли ему корзину, отправиться в отпуск или пойти на работу в вечнозеленый (потому что после поднятия налогов «малый бизнес умрет»), ему прилетело уведомление о вызове в налоговую. Мерзкая бумажка. После ее получения предложения рекламы ушли на второй план и насущно встал вопрос: «Что делать?»

Дима, забудь про корзину! У тебя вызов в налоговую
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
ОСАГО

Рисков и злоупотреблений с ОСАГО должно стать меньше

Госдума готовится рассмотреть законопроект, который существенно повысит компенсации автовладельцам за счет полисов ОСАГО.

Налоговый бунт, перспективы ФНС, налог на коров в очередном налоговом обзоре

Обзор последних налоговых событий.

Два ЕНП-уведомления по НДФЛ бизнес попросил сам, и вообще это удобно, говорят налоговики. 😡«Ночной бухгалтер» № 1715

Бухгалтеры возмущены: ФНС говорит, что бизнес сам жаловался на неудобный период по НДФЛ, вот и упростили, сделав два уведомления. И это точно не нарушает права бухгалтеров на отдых, ведь они и так считают два раза в месяц зарплату.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
НДС

НДС с онлайн-продаж товаров из ЕАЭС теперь платят в России

Компании и посредники из ЕАЭС должны встать на учет в налоговом органе РФ, а также платить НДС с продажи своих товаров через электронные площадки.

Отчетность в СФР

Если гибридный график работы: какой код в ЕФС-1

Комбинированная дистанционная работа все равно считается дистанционной. И это надо отразить в ЕФС-1.

IT-компании

Лазейку в НК по пониженным взносам IT-компаний закроют

Доходы от ПО, предназначенного для рекламы услуг такси и общепита, созданного для заказчиков-ИП, не будут идти в состав профильных доходов IT-компаний.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Право

Договор франчайзинга с физическим лицом, не ИП

Изменения в законодательстве с июля, которые должен знать бухгалтер

В этом обзоре мы собрали новости про изменения и новое в законодательстве с июля, которые неизбежно повлияют на работу бухгалтера, а также ведение бизнеса.

Зарплата

На Севере могут вырасти зарплаты и компенсации на проезд к отдыху

В Госдуму внесут законопроект, который предлагает повысить районные коэффициенты к зарплате для жителей Крайнего Севера и приравненных к ним северных территорий.

1
Бесплатно с Обзоры для бухгалтера

Самые важные для бухгалтера письма Минфина и ФНС в июне 2024 года

Подготовили для вас обзор разъяснений июня по налоговой теме. Все кратко, четко, по делу.

Самые важные для бухгалтера письма Минфина и ФНС в июне 2024 года

Как в 2024 году получить справку об отсутствии задолженности по налогам

Отсутствие долгов по налогам физическое лицо может подтвердить справкой, выдаваемой ИФНС по месту регистрации. Гражданину достаточно подать соответствующее заявление: завезти лично в отделение, отправить через Почту России бумажный вариант или в электронном виде через портал Госуслуги.

Как в 2024 году получить справку об отсутствии задолженности по налогам
Ведение бизнеса

Расширена поддержка промышленных парков и технопарков

Постановление Правительства от 25.06.2024 № 853 расширило параметры поддержки промышленных парков и технопарков.

Вакансии

Новые вакансии для бухгалтеров и финансистов Добавить вакансию

Налоговые поступления выросли на 32%

До конца 2024 года ФНС ожидает, что бюджет получит 52,5 трлн рублей.

Интересные материалы

Можно ли уволить часто болеющего сотрудника

Если сотрудник постоянно болеет, его работу приходится делить между другими работниками. Это не лучшим образом сказывается на производительности труда, да и на микроклимате в коллективе тоже, ведь никому не нравится выполнять чужие обязанности. В таких ситуациях даже у самого благосклонного работодателя появляются мысли об увольнении постоянно отсутствующего сотрудника. Но можно ли это сделать?

Можно ли уволить часто болеющего сотрудника